На приступ высоких широт

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/10/862_d1086.jpg

Тема освоения Арктики, от мегазамыслов до региональных и муниципальных проектов, поднималась на страницах нашей газеты неоднократно. Радует, что с каждой новой встречей разговор носит всё более предметный характер. Так произошло и на состоявшемся форуме. Его программа была посвящена экономическому развитию Севера и реализации нефтегазовых и инфраструктурных проектов в Арктике. Среди последних ключевую роль играет освоение Северного морского пути.

Участники форума «Арктические проекты — сегодня и завтра» нашли баланс интересов в развитии северных территорий и стратегических программ

 

Логистика и переработка

Как ранее сообщал «Северный рабочий», Архангельская область определена одной из опорных зон на пути в Арктику. Судостроение и судоремонт, наука и транспорт, разработка полезных ископаемых и туризм — вот тот вклад в общее дело, который есть у нас уже сейчас.

— Сегодня около 70 компаний Архангельской области участвуют в освоении арктического шельфа на Ямале. Мы вышли на проектный уровень по добыче и переработке северных алмазов. И это только начало! Чтобы создать максимально комфортные условия для судоходства, правительство Архангельской области вышло на федеральный уровень с инициативой изменения подходов к тарификации сборов в арктических портах, — отметил заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников.

На этом возможности Архангельской области в целом и Северодвинска в частности не исчерпываются. Например, более 250 специалистов ведущих российских и зарубежных компаний, нефтегазовые операторы, представители органов власти всех уровней и эксперты обсудили разработку Павловского месторождения на Новой Земле по добыче свинца и цинка и строительство Белкомура. Финишной точкой транспортного проекта должен стать глубоководный порт в Архангельске.

— Мы твёрдо уверены в реализации проекта «Белкомур» и перспективах строительства глубоководного порта в Архангельске. Архангельская область будет наращивать своё присутствие и свой потенциал в Арктике, — добавил Виктор Иконников.

 

Первый шаг — он трудный самый

Инвестор для создания глубоководного порта найден: накануне форума в Пекине подписано соглашение с компанией Poly International Holding Co Ltd. Новый порт позволит сформировать более привлекательный для бизнеса альтернативный маршрут движения грузопотоков в направлении Европы, Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме этого, порт обеспечит новый независимый выход крупнотоннажных судов в Мировой океан на этих направлениях.

По оценкам специалистов, перевалка грузов через глубоководный порт к 2030 году составит порядка 30 млн тонн. На фоне прогнозируемого дефицита портовых мощностей на северо-западе страны это отличная цифра.

— В высокой степени готовности декларация о намерениях инвестирования в проект, разрабатываемая АО «Ленморниипроект». Ведётся работа по актуализации грузовой базы и технических решений, а также по формированию организационно-правовой и финансовой модели проекта. Строительство глубоководного порта в Архангельске является крупнейшим инвестиционным проектом, и вопросы подготовки к его практической реализации находятся в числе приоритетов деятельности правительства региона, — подчеркнул председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев.

Каким представляется новый порт в 55 километрах севернее Архангельска, в районе острова Мудьюг, участники форума увидели на видеопрезентации. По мнению аналитиков, строительство порта выводит Архангельскую область на одно из первых мест в России по инвестиционной привлекательности. Примечательно, что один из специализированных логистических центров заработает в столице Поморья уже в следующем году.

— Сегодня Архангельск вновь становится центром практического взаимодействия государства и бизнеса, центром деловой активности в Арктике. Десятки судоходных, стивидорных, судоремонтных компаний региона работают практически во всех ключевых проектах России в Заполярье. Мы заинтересованы в расширении сотрудничества и взаимодействия, готовы к реализации уже начатых и планированию новых проектов совместно с бизнесом, — сказал в своём выступлении губернатор Игорь Орлов.

 

Сплав науки и культуры

Если кратко, то впереди много интересной работы. Так, Минэкономразвития России подготовил целый портфель проектов для Арктической зоны. Их общая стоимость составляет почти пять триллионов рублей. Среди них разработка месторождений «Приразломное» и «Ямал СПГ», расширение порта Сабетта, строительство Северного широтного хода, развитие Мурманского транспортного узла, строительство плавучей АЭС в Певеке.

Не приходится сомневаться, что для их реализации будет востребован уже наработанный Архангельской областью опыт и знания. Ведь наши научно-интеллектуальные центры в течение многих десятилетий изучали Арктику во всех её проявлениях. Поэтому огромное практическое значение имеют САФУ и СГМУ как кузницы кадров, разработчики научно-образовательных и исследовательских программ, опытных баз. Предприятия судостроительного кластера, центром которого является Северодвинск, незаменимы своими производственными возможностями и уникальными, высокопрофессиональными коллективами. И как образец промышленной кооперации.

Отметим, что инициативная группа преподавателей Севмашвтуза — команда СМАРТ (судостроение и морская арктическая техника) — уже подготовила предложения по использованию потенциала северо-двинских верфей. Речь идёт о передаче проектно-конструкторских решений и технологий, наработанных при создании военной продукции, в сферу гражданского производства. Учёные Северодвинска считают, что будущее судостроительных предприятий не только родного города, но и всего северо-запада России — в серийном строительстве на специализированной верфи распределённого типа (производственные площадки в разных городах, сборка в Северодвинске) многофункциональных унифицированных морских арктических платформ. Проект представляется интересным не только для российских, но и для зарубежных компаний. А значит, можно вести диалог в рамках частно-государственного партнёрства.

 

Все флаги в гости к нам

Разговор об Арктике как территории взаимовыгодного международного сотрудничества, площадке с огромным потенциалом для развития страны, северных регионов и муниципалитетов продолжится 30 марта будущего года: в Архангельске пройдёт международный форум «Арктика — территория диалога». Одна из ключевых тем собрания — социально-экономическое, транспортное, экологическое и энергетическое благополучие людей в приполярных широтах. Кстати, в Архангельской области проживает треть населения Арктической зоны РФ.

И это не будет разовой акцией. Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому форум будет проводиться в столице Поморья регулярно, один раз в два года. Тем самым на государственном уровне фактически признан статус Архангельска как морских ворот в Арктику. Если оценивать новость в сугубо практическом ключе, то мы будем получать информацию обо всех предложениях, идеях, прогнозах и принимаемых решениях из первых рук.

— Главная тема форума определена — «Человек в Арктике». Поэтому абсолютно всё, что связано с жизнедеятельностью в Арктике, с различными аспектами здравоохранения, социального развития, инфраструктурой, ведением предпринимательства, поддержкой молодёжи, — всё это будет предметом обсуждения, — отметил губернатор Игорь Орлов.

В рамках международного форума также запланированы встреча глав арктических территорий и молодёжный арктический форум.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий РОГОЗИН, заместитель председателя правительства РФ:

— Независимо от международного участия в наших проектах, считаю, что у России нет другого пути, кроме устойчивого и поэтапного развития Арктической зоны. Мы будем наращивать усилия по её мирному, ответственному и бережному освоению. Часть выбранных проектов позволит диверсифицировать экономику арктических моногородов (Воркута, Северодвинск, Онега, Новодвинск. — Прим. ред.).

 

Людмила Кононова, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике:

— То, что Архангельск станет постоянным местом проведения форума «Арктика — территория диалога», говорит прежде всего о доверии президента Владимира Путина, который поддержал предложение губернатора Игоря Орлова и правительства России. Проведение таких мероприятий даёт уникальные возможности для поиска партнёров из других регионов и стран, налаживания контактов, достижения взаимовыгодных договорённостей.

 

Сергей ШИШКАРЁВ, руководитель делового совета государственной комиссии по вопросам развития Арктики:

— За счёт выгодного географического расположения столица Поморья является стратегическим плацдармом — одним из крупнейших транспортных узлов Северного морского пути в освоении углеводородных месторождений арктического шельфа России. Архангельск также имеет огромное историческое значение: это ворота в Арктику, город воинской славы, крупный культурный и научный центр, сохранивший бесценные народные традиции.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей